АНО "Пермская академическая школа"

Военкоры юнармейского отряда «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135 в образовательном путешествии по школьному музею останавливаются у экспозиции «Святые воины и полководцы»: национальные герои, родная история, культура, великая литература; киноклуб РО РВИО  П.к. 

Очередной, выпуск №45, посвящён
- смыслы Великой Победы: 
БИТВА ЗА РУССКУЮ ИСТОРИЮ
онлайн-конференция в ZOOM «Мы наследники Победы»;
«ТАНКОВЫЙ БИАТЛОН»: ИЗУЧАЕМ ИСТОРИЮ БОЕВОЙ МАШИНЫ;
3D – МОДЕЛИРУЕМ;
3D – ПРИНТЕР = ГОТОВИМ ДЕТАЛИ!
- Мобилизация: «Помилуй Бог, мы русские! Разобьем врага! И победа над ним, и победа над коварством, будет победа!»
- Тайна поэтического слова: Десятский Стефан, ученик 6 «Б» класса, «Я против войны»
- КИНОКЛУБ РО РВИО П.к.: От Орла до Праги. Дивизия черных ножей;
Для молодых патриотов ПермГАСПИ подготовлен мультимедиапроект "Время Героев" - 72 видеоролика.

Указ Президента России Владимира Путина: «В целях сохранения исторической памяти и в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов постановляю провести в 2020 году в РФ Год памяти и славы». 

В этом году наша страна отмечает 75-ю годовщину Великой Победы, победы в Великой Отечественной войне. Эта война все дальше от нас, но память о ней - в сердце каждого человека, кто чтит историю и великий подвиг воина-освободителя, великий подвиг народа. Эта память необходима, чтобы не допустить новых трагедий, чтобы защитить и сохранить мир.

Смыслы Великой Победы

БИТВА ЗА РУССКУЮ ИСТОРИЮ

Сегодня, когда бушует эпидемия, грозящая нам огромными потерями: людскими, материальными, потерями нашей экономики, — идея Победы, само это великое слово — целительно. Это не просто слово, не просто лексическая комбинация, не просто историческая дата. Это живое молитвенное слово, это "живые помощи". И мы, лишённые сегодня возможности прошагать по улицам наших городов в Бессмертном полку, продолжаем это великое воскресительное пасхальное шествие. Оно сильнее всех наветов, оскорблений, всех смертельных обид и обидчиков, что разрушают памятники нашему великому генералиссимусу, нашим великим полководцам, многие из которых погибли на полях сражений Великой Отечественной войны.

Нужен удар по рукам тех, кто в действительности переписывает историю и отрицает итоги Второй мировой войны.

МЫ НАСЛЕДНИКИ ПОБЕДЫ!

Юнармейцы - военкоры юнармейского отряда   «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова (медиа-отряда "ФЕНИКС") приняли участие в конференции, рассказав о своих реализуемых проектах:  школа №41, региональное отделение Российского военно-исторического общества и московский Музей Победы провели онлайн-конференцию в ZOOM «Мы наследники Победы».

В онлайн-конференции приняли участие около 60 человек. Среди участников были ПермГАСПИ и государственный архив Пермского края и государственный архив Новгородской области, музейно-выставочный комплекс стрелкового оружия имени Калашникова, Лысьвенский музей каски, историко-культурный музей-заповедник г.Керчи, представители отделений военно-исторического общества Воронежа, Ижевска, Челябинска и Екатеринбурга.

На конференции шла речь о военных действиях во время ВОВ, роли предприятий и заводов Молотовской области. С презентациями выступили не только эксперты с разных уголков страны, но и пермские школьники. 

 «ТАНКОВЫЙ БИАТЛОН»: ИЗУЧАЕМ ИСТОРИЮ БОЕВОЙ МАШИНЫ;

3D – МОДЕЛИРУЕМ;

3D – ПРИНТЕР = ГОТОВИМ ДЕТАЛИ!

Проект «Сыны России» приобрел особую значимость в год  75-ой годовщины Великой Победы. Он выстроил связи, соединяющие боевые, трудовые, учебные подвиги поколений от исторического «Т-34» до современного «Танкового биатлона».

Технопарк МАОУ СОШ №135 в г. Перми проводит такие соревнования, которые стали важной традицией города и Пермского края. 

В нашей школе №135 традиционно встречаем 11 МАРТА  -  памятную дату боевого и героического прошлого г.Перми и Пермского Края, установленную Указом губернатора Пермского края  №6 от 06.02. 2018 года.   

Проводим соревнования, которые закрепили историческую память в среде молодежи  - это День народного подвига по формированию Уральского добровольческого танкового корпуса в годы Великой Отечественной войны.

   Продолжим исследование глубинных истоков Победы 1945 года и Сталинского чуда. Мы делаем это на примере выдающегося русского и советского ученого, основателя Института электросварки, академика АН УССР Евгения Патона.

Именно благодаря его сварочным автоматам (АСС) удалось достичь рекордных показателей в производстве танков. Вчерашний мостостроитель Российской империи стал «виновником» одного из эпохальных прорывов Советского Союза в промышленности. Его автосварку можно смело поставить в галерею оружия Победы вместе с катюшей, штурмовиком Ил-2 или легендарной тридцатьчетверкой. Впрочем, как и самого Евгения Оскаровича.

В 1929 году русский инженер, которому было уже под шестьдесят, с юным пылом кинулся осваивать совершенно новую научно-прикладную сферу. Не на пустом месте: электросварку (под названием электрогефест) изобрел в 1883 году Николай Бенардос, а подхватил его работы Николай Славянов в 1890-е годы.

Патон решил продолжить их дело в 1929-м. Хотя и трудился Евгений Оскарович в Киеве, в Академии наук Украинской ССР, сначала у него не имелось ни лаборатории, ни оборудования, ни даже скромного помещения. Первое пристанище Патон получает на киевском заводе «Большевик», где уже был сварочный цех. Наука начинает твориться рука об руку с реальным делом. В начале лаборатория Патона состоит из одного инженера-электрика и сварщика-энтузиаста. Сваренные балки испытывают на прочность в Киевском политехе. Идея заниматься электросваркой поначалу вызывала в академической среде недоумение: мол, тема узкая, занятие не для ученого, а для инженера. Но Патон настоял на своем – и АН УССР выделяет ему три комнаты в подвале бывшей гимназии. И снова изобретатель внушает сотрудникам: работать станем рука об руку с промышленностью!

Но силы одной лаборатории ничтожны. И тогда в 1930 году Патон совершает смелый шаг: по совету своего ученика Бориса Горбунова организует Электросварочный комитет АН УССР, в работе которого участвуют заводские инженеры и рабочие-сварщики. То есть снова академик-титан идет на широчайшее вовлечение работающей индустрии в научную работу. И ведь получается!

Ученый-инженер не уставал повторять: наука и промышленность должны работать в теснейшем союзе, исследователь обязан бывать на заводах и помогать внедрению своих разработок.

Тогда все это было возможным: заводы работали на всю мощь буквально повсеместно. Живая индустриализация обеспечивала энергию развивающейся науке.

Именно работа с промышленностью, прорыв сварки на стройплощадки Магнитки позволили Патону и его команде заработать средства на серьезные научные исследования. Обратим особое внимание на то, что будущий лауреат Сталинской премии фактически действовал в духе предпринимателя-новатора. Он не писал письма в наркоматы и ведомства с планами и просьбами дать деньги и ресурсы, не ждал от них каких-либо заданий. Патон на вполне рыночной основе сам зарабатывал средства и задачи себе ставил, опираясь на непридуманные нужды реального производства.

Пришла пора создавать полноценный институт вместо небольшой лаборатории.

В 1932 году Евгений Патон разговаривал с главой АН УССР Александром Богомольцем о том, что необходимо создавать ИЭС – Институт электросварки. Но денег не хватает. Нужно строить новое здание, и Патон отвечает: «… мы понимаем, что сейчас, когда идет такая стройка, у государства каждый рубль на счету. Поэтому мы готовы обойтись самой скромной суммой, лишь бы ее хватило на здание. А что понадобится для обзаведения оборудованием, заработаем сами по договорам с заводами…»

ИЭС возникает в 1934-м, за семь лет до войны.

Рождение сварочного автомата

Наука и практика в ИЭС шли рука об руку. Ошибаясь, подчас проваливаясь, но разработали сварочную головку лучше импортной, доказав ее превосходство на Горьковском автозаводе. Вскоре институт мог предъявить 180 рабочих проектов станков для автосварки балок, колонн, цистерн, вагонов, котлов и прочего.

Дабы намного превзойти производительность человека, патоновцы решили повышать силу тока и засыпать слоем флюса свариваемые поверхности, чтобы изолировать их от воздуха и обеспечить качество швов. Евгений Патон ставит перед институтом сверхзадачу: автомат должен быть готов в 1940 году!

«Я уже не раз на своем опыте убеждался в том, что трудные и смелые задачи куда интереснее решать, чем задачи простые и мелкие. И пусть это не покажется парадоксом, – легче решать.

Когда человеку предстоит не через бугорок перевалить, а взять в науке штурмом крутую, недоступную вершину, он собирает, мобилизует, а затем отдает все лучшее, что в нем есть, он становится сильнее, умнее, талантливее. А значит, и работать ему становится легче», – рассказывает сам ученый.

Академик (не государство!) ставит задачу: 1 июня 1940 года показать готовую автоматическую установку для сварки закрытой электрической дугой под флюсом.

Тут играла роль и общая атмосфера в СССР, магической цивилизации Сталина. Десятки миллионов людей оказались охваченными стахановским движением. Немудрено, что Евгений Оскарович – вполне в духе того ураганного времени – ставил перед своими сотрудниками задачу, казавшуюся невыполнимой.

С ней ИЭС справился к концу мая 1940 года. Автосварка Патона под флюсом вызывает острейшую заинтересованность самого Иосифа Сталина. Академика в марте 1941-го награждают Сталинской премией. 

Тут сразу отметим интереснейшие реалии сталинской чудесной цивилизации. Никто не разрабатывает автоматическую сварку под флюсом под узкую военно-промышленную тематику, только для производства танков и авиабомб. Нет, прорывная технология, сулящая резкий скачок в производительности и качестве труда, в экономии ресурсов, изначально планировалась для использования в мирной промышленности. Для производства сварных вагонов, агромашин, колонн и труб для нефтепереработки и химической индустрии, для автомобиле- и кораблестроения, для сварки модулей стальных мостов. Это потом ответственный за внедрение технологии в стране, замглавы правительства СССР Вячеслав Малышев станет легендарным организатором танкостроения и вовсю использует автоматы Патона для производства бронированных машин. Но первично ставка делалась не на одну «оборонку», а на всю индустрию.

«Особенно нас подхлестывали своими требованиями судостроители. Они нуждались в компактном, удобном и небольшом по весу сварочном аппарате, который перемещался бы вдоль шва собственным ходом. В том же 1939 году в институте родился такой самоходный автомат, который мы назвали сварочным трактором. (Подсказано это название было внешним сходством и тем, что наш автомат двигался по стальным листам, как сельскохозяйственный трактор по полю.) Первые наши тракторы предназначались для сварки обшивки плоскостных секций судовых корпусов и для приварки палубы и днищ.

Когда появилась сварка под флюсом, мы вернулись к этому своему трактору-первенцу. После переработки его конструкции от старой модели осталось немного. Теперь он был оснащен головкой образца 1941 года, появился бункер для флюса, ходовые бегунки перемещались до разделки шва, а скорость сварки можно было регулировать в пределах от 5 до 70 метров в час…» – вспоминал академик-легенда.

Дальнейший ход событий известен. И то, как грянула война, как институт эвакуировали в Нижний Тагил, и то, как автоматы АСС («Патоны») работали с 1942 года на всех предприятиях легендарного Танкограда. Если в 1941 году на заводах страны работали всего три робота «Патон», до к декабрю 1944-го – уже 133. Причем работать на них могли подростки и женщины. Курьез: свою первую степень кандидата наук Патон получил лишь в 1945 году. Но истинной его диссертацией стали эпохальные технологические прорывы и 110 построенных мостов. Тогда государство оценивало ученых по реальным делам, а не по «индексу цитируемости».

Во время войны Патон применяет свой излюбленный прием: соединяет науку и завод. Эвакуированный ИЭС превращается практически в один из цехов Танкограда. Научные сотрудники ходят совсем не в белых халатах: они перемазаны машинным маслом, испачканы окалиной и не вылезают из цехов, налаживая работу сварочных автоматов (с конца 1941 года «Патоны» получают название АСС). За годы войны ИЭС делает то, на что в мирный период потребовалось бы двадцатилетие. В инициативном порядке, без команд из наркомата патоновцы создают свои сварочные автоматы. Упрощают их. Используют способность электрической дуги к саморегуляции. Процесс производства танков невиданно ускоряется, прочные сварочные швы выдерживают удары бронебойных снарядов. Исследуя образцы немецкой техники, ученые понимают: гитлеровские заводы варят броневые плиты вручную, качество швов намного хуже. Враг вынужден использовать при выпуске своих танков труд множества квалифицированных рабочих. А в Танкограде к пультам управления роботами АСС становятся вчерашние дилетанты: студент театрального техникума, сельский учитель-математик, чабан из Дагестана, бухарский хлопковод, художник с Украины. На АСС работают мальчишки, женщины…

Недаром в 1943-м Евгению Патону присваивают звание Героя Социалистического Труда. Он неутомим и применяет все те же научно-практические конференции, что и в 1930-м. С участием ученых, инженеров и рабочих.

В год 75-летия Великой Победы, плоды которой россияне ухитрились потерять, - Победа наша стоит и на плечах таких титанов, как сначала царский, а потом советский, но прежде всего русский инженер Патон. Самоотверженный фанатик науки и техники, отважный новатор, пламенный русский патриот.

Сделаем выводы для дня сегодняшнего. Прежде чем автоматы-сварщики появились на заводах Танкограда, сварочные технологии патоновцев нашли применение в мирной индустрии для массового изготовления комбайнов и тракторов, автомобилей и вагонов, локомотивов и горного оборудования, динамо-машин и турбин. Не было бы всего этого мирного производства в нашей стране – не было бы и прорыва сварочных роботов Патона в строительстве танков. Если бы экономики Российской империи и СССР сводились бы только к добыче и продаже сырья да с небольшим довеском в виде военных заводов, Патон скорее всего нашел бы себе применение в Европе. Зерна инноваций должны падать на тучную почву развитого реального сектора страны.

Сегодня против РФ ведется несколько иная война – вторая холодная. Чтобы выстоять и победить, страна отчаянным образом нуждается в новаторах и творцах калибра Патона, Яковлева, Туполева, Лавочкина, Камова, Курчатова, Королева.

А как вы думаете, читатель: возможно ли в нынешней РФ ожидать появления новых Патонов и «быстрых разумом Невтонов»?

КИНОКЛУБ РО РВИО П.к.: ПОБЕДА

Документальный фильм про Уральский добровольческий танковый корпус выпущен пермскими кинематографистами. Рекомендуем к просмотру. Собрано много интересных фактов.

От Орла до Праги. Дивизия черных ножей

Оружие Победы. "Черные ножи"-для русских колдунов

Ножи победы. Ножевой бой по методике НКВД

Ножи | Самый-самый | Т24

ПОЧЕМУ ТАНК Т-34 - НЕ ЛУЧШИЙ в Мире? Обзор НАСТОЯЩЕГО танка, как в 1945!

Для молодых патриотов  ПермГАСПИ подготовил мультимедиапроект "Время Героев" - 72 видеоролика. Фронтовики и труженики тыла рассказывают о годах войны.

Национальные герои Великой Победы

В нашем школьном музее хранятся книги, которые созданы Героем Советского Союза!

Кондауров Иван Александрович родился 20 сентября 1926 года на хуторе Ново-Аксай Сталинградского уезда Сталинградской губернии (ныне хутор Новоаксайский Октябрьского района Волгоградской области). в семье крестьянина. Русский. С 1940 года жил в посёлке Губаха (ныне — город Пермского края). 

Окончил 8 классов, ремесленное училище № 13, работал электромонтёром Кизеловской ГРЭС имени С. М. Кирова в Пермской области. Член ВЛКСМ с 1942 года. 

В РККА с 9 ноября 1943 года. Окончил Нижнетагильское танковое училище. Служил в Уральском добровольческом танковом корпусе в качестве механика-водителя танка. Участник Великой Отечественной войны с 1944 года. Участвовал в Львовско-Сандомирской, Сандомирско-Силезской, Нижне-Силезской и Верхне-Силезской операциях. Особо отличился в ходе Сандомирско-Силезской операции в январе 1945 года при освобождении Польши. 

С 13 января 1945 года в боях за населённые пункты Завоже, Дуте, Воля Моровица, Моровица и Трохитберг в составе экипажа уничтожил один тяжёлый танк «Тигр», одно самоходное орудие, два бронетранспортёра и до 45 солдат и офицеров противника. За проявленную отвагу и храбрость командир 3-го танкового батальона представил его к ордену Славы II степени, но был награждён орденом Отечественной войны II степени (20 февраля 1945). 24 января 1945 года экипажи первых трёх танков в районе города Штейнау (ныне — Сцинава, Польша) форсировали Одер, но оказались отрезанными от своих частей. Несколько дней они вели тяжёлый бой, уничтожив 5 танков (два тяжёлых танка «Тигр» и три танка PzKpfw IV), одно штурмовое орудие, миномётную батарею, 4 бронетранспортёра, 17 машин с военным имуществом и до 250 солдат и офицеров противника. Был тяжело ранен в этом бою. 28 марта 1945 года старшина И. А. Кондауров был тяжело ранен в руку и направлен в госпиталь. 

За мужество и героизм, проявленные в боях, гвардии старшему сержанту Ивану Александровичу Кондаурову 10 апреля 1945 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 9014). До августа 1945 года находился в госпитале, после чего демобилизован по ранению. Член ВКП(б) с 1945 года. Вернулся в посёлок Губаха, работал Губахинском горсовете ОСОАВИАХИМа. 

В 1949 году окончил Молотовский кооперативный техникум, в 1951 году — Молотовскую областную партийную школу, в 1955 году — Молотовский педагогический институт (ныне город Пермь). 

Был на партийной и преподавательской работе: в 1951—1958 годах — инструктор Пермского обкома партии, в 1958—1959 годах — заведующий и старший преподаватель Пермского учебно-консультационного пункта Всесоюзного экономического института. С 1959 года работал преподавателем на кафедре истории КПСС Пермского государственного университета: с 1971 года — профессор, в 1959—1972 годах — старший преподаватель, доцент, старший научный сотрудник и профессор кафедры истории КПСС Пермского государственного университета. 

С 1972 года — начальник кафедры Пермского отделения Московского филиала Академии МВД СССР. С декабря 1973 года служил в МВД СССР. В 1974—1975 годах — начальник кафедры Пермского отделения Московского филиала Академии МВД СССР. С 1975 года — профессор кафедры идеологической работы, а в 1977—1985 годах — начальник кафедры истории КПСС Академии МВД СССР. В 1985—1992 годах — начальник кафедры истории КПСС и социально-политической истории Высшей юридической заочной школы МВД СССР (с 1992 — РФ). В 1992—1995 годах — профессор кафедры философии и политологии Юридического института МВД РФ. 

С августа 1995 года полковник внутренней службы И. А. Кондауров — в отставке. Продолжал работать профессором на кафедре истории и культурологии в Юридическом институте МВД РФ. Доктор исторических наук. Активно работал в обществе «Знание». Жил в Москве. Умер 22 августа 2000 года. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.

Профессора Пермского государственного университета. – Пермь: П 84 Изд-во Перм. ун-та, 2001. – 432 с

Мобилизация:

АЛЕКСАНДР СУВОРОВ: «ПОМИЛУЙ БОГ, МЫ РУССКИЕ!»

В 1800 году 6 мая по старому стилю тихо отошел ко Господу великий русский полководец Александр Васильевич Суворов. Закончился земной путь нашего архистратига Александра, полный опасностей, скорбей и трудностей.  В нашей статье мы попытаемся дать набросок нравственного портрета Александра Васильевича, опираясь в основном на его высказывания, письма и приказы, сохраняя орфографию оригинала.

Суворов ассоциируется с доблестью, с победой, со славой русского оружия и русского государства. И доблесть, и победы, и высокие образцы мужества мы можем встретить и в истории других эпох, народов и государств. Но хотелось остановиться на тех особенностях характерных именно для русского воинства, которые коренятся в своеобразии русского Православия. Это своеобразие проявилось уже на самой заре русской истории.— одно это славное имя способно вселить бодрость и поднять дух человека, который его произносит. Оно, это имя,

После смерти святого равноапостольного великого князя Владимира, крестившего Русь, киевский престол захватил, не имея на это прав, его сын Святополк. Князя Бориса, законного наследника, в это время не было в Киеве, потому что он готовился идти в поход против печенегов. Он обладал и правом, и властью и вооруженной силой, чтобы занять великокняжеский престол, но он не употребил ни того, ни другого, ни третьего, и распустил свою дружину, потому что не мог и не хотел обращать свое оружие против соотечественников, участвовать в братоубийственной усобице. Так же поступил и его младший брат князь Глеб, и оба они были убиты по приказу Святополка, прозванного окаянным. Кара вскоре настигла братоубийцу: он был согнан с престола, потерпел поражение, от расстройства заболел и всеми покинутый умер в мучениях.

Народ понял и оценил подвиг самоотвержения князей – страстотерпцев Бориса и Глеба, которые были причислены к лику святых, став первыми русскими святыми. Прошло немногим более двух веков. В то время Русь была теснима и с востока и с запада и трудно сказать, какой враг был опаснее: дикая степь, или культурная, считающая себя христианской католическая Европа. Суздаль, Владимир, Киев, и десятки других русских городов лежали в развалинах, разрушенные и разоренные татарским погромом. В это время, пользуясь ослаблением Руси, с запада на нее двинулось крестоносное войско шведов, которые рассчитывали на то, что им сможет противостоять только небольшая новгородская дружина.

Однако князь Александр, бывший тогда новгородским князем, мог опираться не только на храбрость и мужество немногочисленных новгородских дружинников, не только на свое высокое воинское искусство. Он противопоставил врагу и еще одно: свою веру в Бога и в Его всемогущую помощь. «Не в силе Бог, а в правде», — с этими словами повел князь Александр своих воинов на невскую битву. И его вера не была посрамлена. В ночь перед сражением воину, стоявшему на страже, явилось видение. Он увидел в плывущей по реке ладье двух князей, один из которых сказал другому: «Брат Глеб, вели грести, чтобы помочь нашему родственнику Александру».

Произошла решительная битва, шведы были разгромлены, причем помощь Божия была явлена и видимым образом: на противоположном берегу реки, где не было русских воинов, среди шведов началась паника, и они сами уничтожали друг друга. Вот это стояние за правду, вера в помощь Божию, самоотверженное, бескорыстное служение своему народу являются наиболее характерными нравственными чертами русского православного воинства.

Конечно, и в русской истории были и междоусобные войны, были и проявления жестокости и несправедливости, даже преступления, но как говорил Ф. М. Достоевский, о народе следует судить не по тем глубинам, до которых он опустился, а по тем вершинам, которых он достиг. В русском народе идеалы воинского служения всегда были очень высоки, потому так много святых среди русских князей – воинов. Наследником этих идеалов глубоко их осознавшим и воплотившим в жизнь был великий русский полководец А. В. Суворов.

Прежде всего, отметим его глубокую, церковную веру, на которую он опирался и которая определяла его поступки в самые критические моменты его жизни. Первого октября 1787 года во время русско-турецкой войны произошло знаменитое сражение на Кинбурнской косе. Турки успели к этому времени хорошо изучить своего противника и выбрали этот день не случайно: первого октября по старому стилю, четырнадцатого — по новому празднуется Покров Божией Матери. Этот праздник издревле благоговейно и торжественно почитался на Руси. Пользуясь тем, что Суворов и воины его небольшого отряда находились в храме на божественной Литургии, турки смогли беспрепятственно высадить десант, который многократно превосходил по численности силы, которыми командовал Суворов.

Ему неоднократно докладывали о высадке вражеского десанта, но он не предпринимал никаких действий, пока не была окончена Литургия, и не был отслужен молебен о победе. Сражение, окончившееся полным поражением турок, было ожесточенным и кровопролитным и длилось до глубокой ночи. Сам Суворов был дважды ранен и едва не попал в плен.

Вот с каким тонким чувством юмора он написал об этом своей дочери Наталии: «У нас все были драки сильнее, чем вы деретесь за волосы; а как вправду потанцевали, то я балу вышел — в боку пушечная картечь, в левой руке от пули дырочка, да подо мною лошади мордочку отстрелили: насилу часов через восемь отпустили с театру»… В одном из писем он пишет о том, что «в день сражения или похода размеряет он все предлежащее, берет все нужные меры, и вручает себя совершенно промыслу Вышнего». Чувство своей глубокой веры в Бога, твердое упование на Его близость, Суворов передавал и своим солдатам:

«Солдату надлежит быть здорову, храбру, тверду, решиму, правдиву, благочестиву. Молись Богу! от Него победа. Чудо богатыри, Бог нас водит, Он нам генерал.» Суворов постоянно учился и у знаменитых полководцев древности, и у своих современников. Он «военное счастье покорял себе быстротою Цезаря, который и средь бела дня умел своих неприятелей уловлять и окружать и нападал на них когда и где хотел». Но не только быстроте, но и краткости Цезаря подражал и даже превосходил ее Суворов. Известно донесение Цезаря Сенату о победе: «Veni, vedi, vici — пришел, увидел, победил». Когда под Фокшанами семнадцати тысячам австрийских солдат противостояло более восмидесяти тысяч турецких, то Суворов в ответ на просьбу австрийского генерала Кобурга о помощи ответил одним словом: «Иду».

По размытым дождем дорогам, форсируя разлившиеся реки, суворовские чудо – богатыри прошли сто верст за двое с половиной суток. Стремительность марша была столь велика, что турки не могли поверить, что появились русские. Турецкие силы были рассредоточены, что позволяло их бить по частям. Кобург колебался, так как у союзников было всего двадцать пять тысяч человек, из них восемь тысяч русских. Тогда Суворов заявил, что он атакует один. Честь австрийского оружия была задета, и Кобург решился. Скрытный марш на сближение, внезапность и неотразимость ударов русских войск, принявших на себя самую трудную задачу принесли полную победу. Суворов несомненно обладал пророческим даром.

За шестнадцать лет до Отечественной войны 1812 года он писал: «Нет, а принятца за корень, бить французов. От них она (война авт.) родитца, когда они будут в Польше, тогда они будут тысяч 200 – 300. Варшавою дали хлыст в руки Прусскому Королю, у него тысяч 100. Сочтите турков (благодать Божия со Швециею); России выходит иметь до полумиллиона». Удивительно, что не только численность войск, но и расстановка сил предсказана совершенно верно. Польша и Пруссия действительно выступили на стороне наполеоновской Франции, Швеция сохранила нейтралитет.

Суворов не мог только предположить, что Турция будет настолько ослаблена, что не примет участие в войне, а союзная Австрия изменит и станет на сторону французов.

Суворов обладал и другим очень редким даром: видеть сильные стороны и восхищаться достоинствами своих настоящих или возможных противников. Вот блестящая характеристика, которую он дал Наполеону: «О как шагает этот юный Бонапарт! Он герой, он чудо – богатырь, он колдун! Он побеждает и природу и людей; он обошел Альпы, как будто их и не было вовсе; он спрятал в карман грозные их вершины, а войско свое затаил в правом рукаве своего мундира. Казалось что неприятель только тогда замечал его солдат, когда он их устремлял, словно Юпитер свою молнию, сея повсюду страх и поражая рассеянные толпы австрийцев и пьемонтцев. О, как он шагает! Лишь только он вступил на путь военачальства, как уж он разрубил Гордиев узел тактики. Не заботясь о числе, он везде нападает на неприятеля и разбивает его начисто. Ему ведома непреодолимая сила натиска — более не надобно. Сопротивники его будут упорствовать в вялой своей тактике, подчиненной перьям кабинетным; а у него военный совет в голове. В действиях свободен он, как воздух, которым он дышит; он движет полки свои, бьется и побеждает по воле своей! Вот мое заключение: пока генерал Бонапарт будет сохранять присутствие духа, он будет победителем; великие таланты военные достались ему в удел. Но ежели, на несчастие свое, бросится он в вихрь политический, ежели изменит единству мысли, — он погибнет».

В этой характеристике ярко проявляются черты не только Наполеона, но и самого Суворова — и умение проникать в суть вещей, и необычайная душевная щедрость, великодушие, не говоря уже о его совершенно самобытном, оригинальном, стремительном литературном стиле.

Необходимо вновь отметить пророческий дар Суворова: он смог предсказать судьбу Наполеона, который изменил «единству мысли и бросился в вихрь политический», оплатив свое падение миллионами человеческих жизней.

При всей своей широте и душевной щедрости, Суворов был совершенно нетерпим к любым нарушениям воинского долга. В итальянском походе австрийская пехота отстала, генерал Мелас объяснял это плохой погодой.

Суворов отправил ему письмо такого содержания: «До сведения моего доходят жалобы на то, что пехота промочила ноги. Виною тому погода. Переход был сделан на службе могущественному монарху. За хорошею погодой гоняются женщины, щеголи да ленивцы. Большой говорун, который жалуется на службу, будет, как эгоист, отрешен от должности… Италия должна быть освобождена от ига безбожников и французов; всякий честный офицер должен жертвовать собой для этой цели. Ни в какой армии нельзя терпеть таких, которые умничают. Глазомер, быстрота, натиск! — этого будет довольно!»

Мы живем в постхристианскую эпоху, когда кажется, что жестокость просто разлита в воздухе, а слово «милосердие» только – только вновь входит в наш лексикон. Во времена Суворова бой был рукопашным, казалось бы, более жестоким, чем когда противники не видят друг друга, но тогда люди не ожесточались. Почему? Об этом, то есть о сохранении души солдата от ожесточения, конечно много думал Александр Васильевич.

Вот что мы можем почерпнуть из его знаменитой «Науки побеждать».

Враг прикладывает «фитиль на картечь, бросься на картечь: летит сверх головы, пушки твои, люди твои, вали на месте, гони, коли, остальным давай пощаду! Они такие ж люди: грех напрасно убить. Умирай за дом Богородицы, за Матушку, за Пресветлейший дом. Церковь Бога молит. Кто остался жив, тому честь и слава! Обывателя не обижай, он нас кормит и поит; солдат не разбойник».

Наряду с продолженным действием «вали, гони, коли», глагол «убить» стоит в совершенной форме. Если враг положил оружие, он уже не враг и просто грешно, преступно «напрасно убить» такого же человека, как и ты. «Солдат не разбойник», нельзя из чувства злобы или мести убить, даже одного, безоружного человека. Суворов «милость к падшим призывал» задолго до Пушкина.

Вот выдержки из приказа, отданного А. В. Суворовым перед штурмом предместья Варшавы — Праги:

«Его сиятельство граф Александр Васильевич Суворов приказал: взять штурмом прагский ретрашамент. И для того: Охотники (добровольцы – авт.) со своими начальниками станут впереди команды. Когда пойдем, воинам идти в тишине, не говорить ни слова, не стрелять. Подошли ко рву, — ни секунды не медля, бросай в него фашинник, опускайся в него и ставь к валу лестницы. Коротка лестница? штык в вал, — лезь по нем, другой, третий. Товарищ товарища обороняй! Стрельбой не заниматься, без нужды не стрелять; бить и гнать врага штыком; работать быстро, скоро, храбро, по-русски! В дома не забегать; неприятеля, просящего пощады щадить; безоружных не убивать; с бабами не воевать; малолетков не трогать. Кого из нас убьют, — Царство Небесное, живым — слава! слава! слава!» Нам, далеким потомкам суворовских – чудо богатырей, отрадно и, возможно, неожиданно услышать, что «работать быстро, скоро, храбро» это значит — работать «по-русски».

Обращает на себя внимание то, с какой заботой и постоянством Суворов оберегает души своих солдат от ожесточения, призывая их милосердию и благородству, к христианскому отношению как к вражеским солдатам, так и к мирному населению. Такое отношение к нравственному облику солдата, по-видимому, характерно исключительно для русской армии.

Вот для сравнения приказ, отданный германской кайзером Вильгельмом II 27 июля 1900 года карательному отряду в Китае: «Солдаты, при встрече с врагом побеждайте! Никому не давайте пощады, не берите пленных! Будьте беспощадны ко всем, кто попадет в ваши руки! Пусть боятся немецкого имени, как некогда боялись имени Атиллы!»

Напоминая о временах Атиллы, кайзер призывает своих солдат отомстить китайцам — отдаленным потомкам гуннов за тот страх и за то поражение, которые более полутора тысяч лет назад германские племена потерпели от возглавляемых Атиллой гуннских орд. Отметим, что этот приказ был отдан задолго до прихода к власти фашистов и Второй мировой войны, потрясшей весь мир жестокостью германской армии и германского народа.

Хорошо известно, что отношения Суворова с императором Павлом не были простыми, однако эта проблема часто рассматривается предвзято и упрощено. И в исторической науке, и в широком общественном мнении прочно утвердился расхожий стереотип об императоре Павле как о недалеком, неумном, жестоком, сумасбродном правителе. Это представление в корне неверно. Мы не можем в рамках нашей статьи обсуждать этот вопрос, отметим лишь, что император Павел был незаурядной, сильной, сложной и трагической личностью, по достоинству не оцененной историей. Он был вспыльчив, неуравновешен, но добр, по-рыцарски великодушен и по-детски доверчив. Его несчастьем было то, что он был окружен, а лучше сказать опутан, опытными в плетении интриг, лукавыми царедворцами, которые, в конце концов, его и погубили, оклеветав и перед современниками, и перед потомками. Эти силы и способствовали ссоре императора с Суворовым.

Несмотря на то, что сам Суворов хорошо понимал, что его место на поле боя в пылу сражения, а не «в вихре политическом», он был втянут в интригу, результатом которой и явилась его ссылка в село Кончанское. Суворов, сознавая свои ошибки, с христианским смирением обратился к императору: «… прошу позволить мне отбыть в Нилову Новгородскую пустынь, где я намерен окончить мои краткие дни в службе Богу. Спаситель наш один безгрешен. Неумышленности моей прости, милосердный Государь. Повергаю себя к освященнейшим стопам Вашего Императорского Величества». Подписано это характерное письмо не так, как этого требовал этикет: «Всемилостивый Государь! Вашего Императорского Величества всеподданейший», а совсем необычно: «Всеподданейший богомолец Божий раб Граф Александр Суворов-Рымникский.» Император Павел ответил не сразу, а тогда когда сложились условия для достойного ответа.

Россия готовилась в союзе с Австрийской империей вступить в войну с революционной атеистической Францией. Требовался полководец, способный возглавить объединенные войска. Все взоры были обращены в сторону Суворова. Император обратился к нему с письмом: «Граф Александр Васильевич! Теперь нам не время рассчитываться, виноватого Бог простит. Римский император требует Вас в начальники своей армии и вручает Вам судьбу Австрии и Италии. Мое дело на сие согласиться, а Ваше спасти их. Поспешите приездом сюда и не отнимайте у славы Вашей времени, а у меня удовольствия Вас видеть». Это письмо красноречиво говорит о великодушии императора Павла: способность признавать свои ошибки есть признак величия души. «Виноватого Бог простит» — Самодержец только так мог просить прощения у своего подданного. Великий полководец, забыв все обиды, ответил в присущей ему стремительной краткой манере: «Тотчас упаду к стопам Вашего Императорского Величества».

Русская армия, блестяще завершив Итальянскую кампанию, вступила на землю Швейцарии, значительная часть которой приходится на Альпы. Суворов, также как и его солдаты, впервые в жизни попал в горы. Ни сам полководец, ни его армия не имели опыта войны в горах. Русской армии противостояли французские альпийские стрелки, полностью оснащенные и обученные для ведения горной войны. Цветущие долины сменяются теснинами, окруженными высокими непроходимыми горами, перевалы на высоте более двух тысяч метров, крутые подъемы…

Сама природа, казалось бы, препятствует усилиям человека. Кроме того, по окончании Итальянской кампании армия испытывала недостаток в подкреплениях и боеприпасах. Все это многократно умножалось активными действиями опытного врага, чье сопротивление возрастало благодаря несвоевременным, неумелым, или злонамеренным действиям союзников – австрийцев, на чью верность, как оказалось, нельзя было полагаться. Французская армия, грабившая и унижавшая местное население, полностью лишала себя его поддержки. Талейран, министр иностранных дел Франции, говорил, что штыки – это хорошая вещь, которая позволяет делать все, но обладает существенным недостатком – на них нельзя сидеть.

Русская армия осознавала свое служение как миссию, как проповедь Православного христианства народам, страдавшим под игом безбожной власти. Российское христолюбивое воинство – воинство, возлюбившее Христа, и Христом возлюбленное, приобретало любовь и получало помощь местных жителей, которые власть, основанная на насилии, приобрести не может. Слава о доблести и человеколюбии Суворова и его солдат бежала впереди русской армии. Суворов свободно общался со швейцарцами на их родном языке, обладал необыкновенной способностью расположить к себе любого человека, независимо от его социального положения, возраста, образования, веры, национальности.

Швейцарцы приняли А. В. Суворова и русскую армию, как своих освободителей и помогали, чем могли. Постоянная, напряженная работа над собой, потрясающая способность воспринимать и усваивать новое, предвидение, способность предугадывать развитие событий, зрительно представлять себе места будущих сражений, а также способность найти выход из безнадежного положения, в которые ставили его не только умение и храбрость противника, но и неверность союзников, отличали Суворова.

Но самое главное, что венчало его военный гений – это искренняя любовь и бережное отношение к солдатам. Его забота о них ясно проявляется в данных Суворовым правилах ведения военных действий в горах, которые он составил в начале сентября 1799 года непосредственно перед Швейцарской кампанией: «Для овладения горою, неприятелем занимаемою, должно соразмерно ширине оной, взводом ли, ротою, или и более рассыпясь, лезть на вершину; – прочие же баталионы во сте шагах следуют; а в кривизнах гор, где неприятельские выстрелы не вредны, можно отдохнуть, и потом снова идти вперед. Одною стрельбою никаким возвышением овладеть не можно, ибо стоящий на оном неприятель весьма мало вредим.

Выстрелы большею частию на вышину или не дoxoдят, или перелетают через; напротив же того с вышины в низ стрельба гораздо цельнее, и для того стараться как наискорее достигнуть вершины, дабы не находиться долго под выстрелами и тем бы менее быть вредиму. Само по себе разумеется, что не нужно на гору фронтом всходить, когда боковыми сторонами оную обойти можно. Если неприятель умедлит овладеть возвышениями гор, то должно на оные поспешно взлезать и на неприятеля сверху штыками и выстрелами действовать».

…Попасть на знаменитый «Чертов мост», перекинутый через реку Ройса, протекающую в ущелье, окруженном высокими скалами, можно только через узкий тоннель «Унгер Лох» длиной 80 метров. У выхода из тоннеля генерал Лекурб распорядился поставить пушку, заряженную картечью, тем самым, сделав свою позицию неприступной. Он рассчитывал, что вынудит Суворова пробиваться сквозь узкий и длинный туннель, и что, пользуясь преимуществом позиции, его войска смогут отразить фронтальную атаку русских войск, нанеся им тяжелейшие потери. Он не предполагал, что его позицию, окруженную высокими горами, можно обойти с флангов. Там, где олень пройдет, там и русский солдат пройдет. Можно считать, что и французский солдат прошел бы. Но для этого необходимо знать, где эти оленьи тропы пролегают. Очевидно, что местные жители показали русским солдатам проходящие по горным хребтам тропы, о которых никто кроме них не мог знать. Суворов послал стрелков по гребням гор, которые, оказавшись выше французских солдат на 150-200 метров, так стали своими «цельными» (меткими) «выстрелами действовать», что вынудили их, бросив пушку, поспешно отступить от «Чертова моста».

Следует отметить и еще несколько черт его многогранной личности.

Суворов, несмотря на то, что всю жизнь провел при армии, хорошо разбирался в сельском хозяйстве и следил, чтобы в его поместьях оно велось грамотно: «Лень рождается от изобилия. Так и здесь оная произошла издавна от излишества земли и от самых легких господских оброков. В привычку вошло пахать иные земли без навоза, от чего земля вырождается и из года в год приносит плоды хуже. От этой привычки нерадение об умножении скота, а по недостатку оного мало навоза, так что и прочие земли хуже унавоживаются, и от того главный неурожай хлеба, который, от чего Боже сохрани, впредь еще хуже быть может. Под посев же пахать столько, сколько по числу скотин навоз обнять может, а неунавоженую не пахать и лучше оставшуюся, навозом не покрытую часть пустить под луга, а кустарник своевременно срубать».

Наши предки издревле считали, что «земля наша богата и обильна», только в самое последнее время с легкой руки одного из генсеков возникло представление, будто бы мы живем в зоне «рискованного земледелия». Видимо руководителями нашего сельского хозяйства простые и естественные советы А. В. Суворова преданы забвению, да и оброки государственные не «самые легкие».

Кроме того, он строго следил за помощью многодетным семьям: «У крестьянина Михайла Иванова одна корова! Следовало бы старосту и весь мир оштрафовать за то, что допустили они Михайлу Иванову дожить до одной коровы. Но на сей раз в первые и в последние прощается. Купить Иванову другую корову из оброчных моих денег. Сие делаю не в потворство и объявляю, чтобы впредь на то никому не надеяться. Богатых и исправных крестьян и крестьян скудных различать и первым пособлять в податях и работах беднякам. Особливо почитать таких, у кого много малолетних детей. Того ради Михайле Иванову сверх коровы купить из моих денег шапку в рубль».

Суворов был не только глубоко верующим, набожным человеком, любящим и знающим православное богослужение, но и сам был автором богослужебных текстов: им составлен покаянный канон. Канон был написан в феврале – марте 1800 года, то есть за полтора – два месяца до смерти. Приведем второй тропарь седьмой песни канона:

Не презирая милосердие и человеколюбие Твое, Христе, согреших, но по немощи человеческого естества: разум, память и воля ослабевают там, идеже житейския страсти владеют человеком. Веси, Господи, какия преткновения поставлены ногам моим, и в силах ли ополчиться рука моя, аще не Ты будешь моим путеводителем и уклонишь меня грешнаго от пути лукаваго.

Вера, благочестие, нравственная высота и совершенство духа А. В. Суворова проявлялись не только при его жизни, но и после его смерти. Вот свидетельство о чуде, происшедшем в Первую мировую войну, его очевидца, поручика 11-го гренадерского Фанагорийского полка поэта Арсения Митропольского, писавшего под псевдонимом Арсений Несмелов:

Суворовское знамя

Отступать! — и замолчали пушки, 
Барабанщик — пулемет умолк. 
За черту пылавшей деревушки 
Отступил Фанагорийский полк.
А при батальоне было знамя, 
И молил поручик в грозный час, 
Чтобы Небо сжалилось над нами, 
Чтобы Бог святыню наш спас.
Но уж слева дрогнули и справа, — 
Враг наваливался, как медведь, 
И защите знамени со славой 
Оставалось только умереть.
И тогда, — клянусь, немало взоров 
Тот навек запечатлело миг! — 
Сам генералиссимус Суворов 
У седого знамени возник.
Был он худ, был с пудренной косицей, 
Со звездою был его мундир. 
В это утро перебило лучших 
Офицеров. Командир сражен.
И совсем молоденький поручик 
Наш, четвертый, принял батальон. 
Крикнул он: «За мной фанагорийцы! 
С Богом, батальонный командир!»
И обжег приказ его, как лава, 
Все сердца: святая тень зовет! 
Мчались слева, подбегали справа, 
Чтоб, столкнувшись, броситься вперед!
Ярости удара штыкового 
Враг не снес; мы ураганно шли, 
Только командира молодого 
Мертвым мы в деревню принесли…
И у гроба — это вспомнит каждый 
Летописец жизни полковой,- 
Сам Суворов плакал: ночью дважды 
Часовые видели его.

Этот дух Суворова, дух русского христолюбивого воинства не угас совсем и сейчас, несмотря на потрясения, которые пережила Россия за последние двести лет, особенно в нашем столетии. Уже в конце XIX века этот дух начал терять свою ясность: «За царя, за Русь, за нашу веру мы крикнем громкое ура!» Если Суворов призывал умирать за дом Богородицы — так называли хранительницу Православия — Святую Русь, то есть за Веру; за Матушку — Царицу Небесную, и только затем за Пресветлейший дом, то есть за царя, то XIX веке понятия вера и царь поменялись местами, что явилось свидетельством упадка и веры, и здравого православного почитания монарха.

В гражданскую войну врагу не давали пощады ни белые, ни красные. Что же касается «обывателя, который нас поит и кормит», то Тухачевский, о котором вышла книга под красноречивым названием «Кровавый маршал», приказывал применять против восставших крестьян боевые отравляющие газы и заботился только о том, чтобы в зону их действия не попадала скотина.

В годы Великой Отечественной Войны дух православного русского воинства вспыхнул вновь. Действительно, советская власть была вынуждена прекратить жестокие гонения на Церковь, из заключения стали выпускать священнослужителей, стали открываться храмы и монастыри. Были учреждены правительственные награды: ордена Александра Невского, Суворова, Кутузова, Ушакова, Нахимова — в честь глубоко верующих, жертвенно служивших Церкви и Родине людей. Гитлеровский генерал Гейнц Гудериан отмечал, что одной из важнейших причин победы Красной Армии, было обращение к ее историческим национальным традициям.

Затем в послевоенные годы по разным причинам наш народ растерял тот нравственный багаж, который был приобретен в годы Великой Отечественной войны ценой огромных страданий, тяжелых лишений и большой крови. Сейчас мы вновь обращаемся к тому идеалу святости, чистоты, патриотизма, бескорыстного жертвенного служения, преданности долгу, ярким носителем которого был Александр Васильевич Суворов.

Вновь наша Родина в опасности, вновь требуется напряжение и объединение сил всего народа для ее спасения. Наш труд будет плодотворным, а борьба — победоносной, только если мы обратимся к тем идеалам, пред которыми благоговейно склонял свое свободное чело непобедимый полководец генералиссимус Российских войск князь Италийский граф Александр Васильевич Суворов – Рымникский.

Закончить хочется словами А. В. Суворова:

«Помилуй Бог, мы русские! Разобьем врага! И победа над ним, и победа над коварством, будет победа!»

СТАРЫЙ И НОВЫЙ СТИЛЬ

Когда в пересчёте на наше время родились А.С.Пушкин и Н.В. Гоголь, когда чтить память святого флотоводца Феодор Ушаков и генералиссимуса Александра Васильевича Суворова? В какой день сентября следует отмечать Бородинскую битву, если мы живем в XXI веке? Как пересчитывать даты русской и западноевропейской истории, если Россия вплоть до 1918 года жила по юлианскому календарю?

Как известно, до февраля 1918 года Россия, как и большинство православных стран, жила по юлианскому календарю. Между тем в Европе, начиная с 1582 года, постепенно распространился реформированный календарь, введенный по распоряжению папы Григория XIII. В год введения нового календаря было пропущено 10 дней (вместо 5 октября стали считать 15 октября). В дальнейшем «григорианский» календарь пропускал високосы в годах, оканчивающихся на «00», кроме тех случаев, когда первые две цифры такого года образуют число, кратное «4». Именно поэтому 1600 и 2000 годы не вызвали никаких «подвижек» в обычной системе перевода из «старого стиля» в «новый». Однако в 1700, 1800 и 1900 годах високосы были пропущены, и разница между стилями увеличивалась, соответственно, до 11, 12 и 13 дней. В 2100 году разница увеличится до 14 дней.

В целом же соотношения между юлианскими и григорианскими датами выглядит следующим образом:

Период ст.ст. с 05.10.1582 по 18.02.1700, разница с новым ст. = +10 дней

Период ст.ст. с 19.02.1700 по 18.02.1800, разница с новым ст. = +11 дней

Период ст.ст. с 18.02.1800 по 18.02.1900, разница с новым ст. = +12 дней

Период ст.ст. с 19.02.1900 по 18.02.2100, разница с новым ст. = +13 дней

В Советской России «европейский» календарь был введен правительством Ленина с 1 февраля 1918 года, которое стало считаться 14 февраля «по новому стилю». Однако в церковной жизни никаких изменений не произошло: Русская Православная Церковь продолжает жить по тому же самому юлианскому календарю, по которому жили апостолы и святые отцы.

Возникает вопрос: как правильно переводить из старого стиля в новый исторические даты?

Казалось, бы, всё просто: надо воспользоваться тем правилом, которое действовало в данную эпоху. Например, если событие произошло в XVI–XVII веках, прибавлять 10 дней, если в XVIII веке – 11, в XIX веке – 12, наконец, в XX и XXI веках – 13 дней.

Так и делается обычно в западной литературе, и это вполне справедливо в отношении дат из истории Западной Европы. При этом следует помнить, что переход на григорианский календарь происходил в разных странах в разное время: если католические страны почти сразу же ввели «папский» календарь, то Великобритания приняла его только в 1752 году, Швеция – в 1753-м.

Однако ситуация меняется, когда речь заходит о событиях Русской истории. Следует учитывать, что в православных странах при датировании того или иного события уделялось внимание не только собственно числу месяца, но и обозначению этого дня в церковном календаре (празднику, памяти святого). Между тем церковный календарь не подвергся никаким изменениям, и Рождество, к примеру, как праздновалось 25 декабря 300 или 200 лет назад, так празднуется в этот же день и теперь. Иное дело, что в гражданском «новом стиле» этот день обозначается как «7 января».

Обратим внимание, что при переводе дат праздников и памятных дней на новый стиль Церковь руководствуется текущим правилом пересчета (+13). Например: перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского, празднуется 3 июля ст. ст. – или 16 июля н. ст. – хотя в 1652 году, когда произошло это событие, теоретически юлианское 3 июля соответствовало григорианскому 13 июля. Но именно теоретически: в то время эту разницу могли бы заметить и зафиксировать разве что послы иностранных государств, уже перешедших на «папский» календарь. Позднее связи с Европой стали более тесными, и в XIX – начале XX века в календарях и периодических изданиях ставили двойную дату: по старому и новому стилю. Но и здесь при исторических датировках приоритет должен отдаваться юлианской дате, так как именно на нее ориентировались современники. А поскольку юлианский календарь как был, так и остается календарем Русской Церкви, нет никаких оснований переводить даты иначе, чем это принято в современных церковных изданиях, – то есть с разницей в 13 дней независимо от даты конкретного события.

ПРИМЕРЫ:

Русский флотоводец Федор Федорович Ушаков ушел в мир иной 2 октября 1817 года. В Европе этот день обозначался как (2+12) = 14 октября. Однако Русская Православная Церковь празднует память праведного воина Феодора именно 2 октября, что в современном гражданском календаре соответствует (2+13=) 15 октября.

Генералиссимус Александр Васильевич Суворов отошел ко Господу 6 мая 1800 года. В Европе этот день обозначался как (6+12) = 18 мая. Но Русское Воинство чтит память великого полководца 19 мая, что в современном гражданском календаре соответствует (6+13) = 19 мая.

Бородинская битва произошла 26 августа 1812 года. В этот день Церковь празднует Сретение Владимирской иконы Божией Матери в память чудесного избавления от полчищ Тамерлана. Поэтому, хотя в XIX веке 12 юлианское августа соответствовало 7 сентября (и именно этот день закрепился в советской традиции как дата Бородинской битвы), для православных людей славный подвиг русского воинства был совершен в день Сретения – то есть 8 сентября по н.ст.

Преодолеть тенденцию, ставшую общепринятой в светских изданиях, – а именно: передавать даты по старому стилю по нормам, принятым для григорианского календаря в соответствующую событию эпоху, едва ли возможно. Однако в церковных изданиях следует опираться на живую календарную традицию Православной Церкви и, принимая за основу даты юлианского календаря, пересчитывать их на гражданский стиль по текущему правилу. Строго говоря, «нового стиля» не существовало до февраля 1918 года (просто в разных странах действовали разные календари). Поэтому и говорить о датах «по новому стилю» можно только применительно к современной практике, когда необходимо пересчитать юлианскую дату на гражданский календарь.

Таким образом, даты событий русской истории до 1918 года следует давать по юлианскому календарю, в скобках указывая соответствующую дату современного гражданского календаря — так, как это делается для всех церковных праздников. Например: 25 декабря 1XXX г. (7 января н.ст.).

Если же речь идет о дате международного события, датировавшегося уже современниками по двойной дате, такую дату можно указывать через косую черту. Например: 26 августа / 7 сентября 1812 г. (8 сентября н.ст.).

Тайна поэтического слова: 

Автор: Десятский Стефан, ученик 6 «Б» класса

Великая Отечественная война и Победа в ней – слава и гордость России. Эта Победа – величайшее событие двадцатого столетия, поэтому День Победы мы отмечаем как главный праздник страны. Никогда не будет забыт подвиг тех, кто отстоял в боях нашу Родину!

Поздравление ветеранам с 75-ей годовщиной Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.

Нет ничего дороже жизни,
А Вы, рискуя головой,
Подставили плечо отчизне
И всех родных спасли
От той войны лихой!
 
Все ветераны – патриоты, 
А патриоты – это честь!
Потратив свои годы молодые,
Смогли Вы нашу Родину сберечь!
 
Спасибо, ветераны, от души,
Что я живу в стране,
Где больше нет войны!

Я против войны

Гремели взрывы, шла война...
Об этом мама в книжке мне прочла.
Ужасно, страшно это слушать,
Разрушены дома, и людям нечего покушать.
 
Я не хочу такое слушать,
Пусть будет мир на всей Земле!
Давайте за руки возьмёмся
И скажем НЕТ — любой войне!
 
Десятский Стефан, ученик 6 «Б» класса МАОУ «СОШ № 135»
Руководитель: Яблокова Л. С., Кабренюк Е.А.

 

 (Исп. М-лы СМИ, военные и литературные труды; м-лы Протоиерея Александра Ильяшенко; Православие.Ру)

 
Над выпуском работали обучаемые 10 «А» кл., военкоры юнармейского отряда   «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135 и учитель школы:
Анастасия Шестакова, командир отряда, лауреат конкурса «Гордость Пермского края», нач. киноклуба РО РВИО; 
Анастасия Пономарёва,  нач. клуба «Юный военкор», лауреат конкурса «Гордость Пермского края»;  
Илья Блинов — нач. музейного клуба, военкор;
Регина Рахматуллина – нач. клуба «Культура»;
Жанна Ищук – нач. клуба спортивных обозревателей;
Влада Лепихина – юнкор МС «Династия»;
Эвелина Федорец, нач. клуба экологов-добровольцев
Алина Сафиуллина, нач. морского клуба
Маша Лобанова, военкор, эколог-доброволец
Патрушева Юлия, военкор, эколог-доброволец
Артёмов Антон, нач. клуба юнкоров
Данил Глухов, военкор технопарка
Тьютор: Куляпин Александр Сергеевич